Общее·количество·просмотров·страницы

Что такое супервизия?


Супервизия буквально означает "надзор", или, в более мягком варианте - наставничество. В идеале супервизия - неотъемлемая часть подготовки психотерапевтов. Однако института супервизорства у нас в стране до сих пор нет, и супервизоров у нас не готовят. Поэтому, как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты. Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта.

Понятие супервизии ввели в обиход психоаналитики. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента.

Чуть позднее супервизия стала необходимой частью работы и для психотерапевтов, работающих в рамках других терапевтических подходов.

Супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия - обучение, учебная ситуация. А с другой стороны - терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому психотерапевту в его работе с пациентами. И, тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации. Супервизия - это не терапия и не личный анализ, хотя, безусловно, способна выполнять и какие-то терапевтические, корректирующие функции.

Супервизия может быть как индивидуальной, так и групповой. В последнем случае член группы психотерапевтов выносит на обсуждение проблемы, которые он хочет решить в своей работе с клиентом (заочная супервизия) или непосредственно на группе участник ведет терапевтическую сессию и получает супервизию на месте.

В индивидуальном режиме супервизия существует в различных вариантах. Это может быть подробный разбор полетов по записям. Такой разбор неминуемо предполагает и элементы личной работы супервизора и терапевта. Также это может быть и сеанс работы с трудным клиентом, на котором супервизор присутствует в качестве наблюдателя или даже в качестве ко-терапевта. После такого сеанса тоже необходим анализ действий терапевта и анализ причин, затрудняющих процесс.



В материале использована информация

из интервью В. А. ТАШЛЫКОВА,

доктора мед. наук, профессор

кафедры психотерапии СПб МАПО