Общее·количество·просмотров·страницы

Правила работы в терапевтической (обучающей) группе


Жизнь человека – явление социальное. Во время работы или игры, в моменты интимной близости или в изоляции человек испытывает потребность вступать в контакт с другими людьми, делиться своими впечатлениями. К сожалению, современное общество и качество современной жизни не всегда позволяют это делать, и человек даже в присутствии других может чувствовать себя одиноким, непонятым, отверженным. Часто люди начинают испытывать замешательство, недоверие, бессилие, тоску и боль…

Микромоделью социума является терапевтическая группа, но, в отличие от общества, экспериментальное пространство группы является психологически безопасным, и потому работа в группе является уникальным процессом, участники которого могут честно, прямо и эффективно разбираться с наиболее важными вопросами в своей жизни, обращаясь ко всем сторонам человеческой личности – интеллектуальной, эмоциональной, физической и духовной.

Для создания безопасного пространства в психотерапевтических (учебно-терапевтических) группах принимаются некоторые правила создающие и сохраняющие безопасное пространство и продвигающие терапевтический процесс. Вот некоторые из них: 

1. «Включенность» - в группе (учебной или терапевтической) нет наблюдателей, участие в работе принимают все без исключения.
2. «Здесь и сейчас»  - участники группы говорят о своих чувствах, ощущениях и т.д., переживаемых в данный момент, возникших сейчас.
3. «Стоп» - любой вправе остановить процесс задачи вопросов или «нападения» в его адрес, как со стороны участников группы, так и со стороны терапевта. Что бы у всех участников были определённые гарантии безопасности, каждый участник может прервать любой разговор о себе. Не допускается заставлять кого-то что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п.

4. «Ответственность» - каждый из участников группы несет свою персональную ответственность за проводимую с ним терапевтическую работу.
5. «Искренность» - если не хочешь говорить о чем-либо, лучше воспользоваться правилом «Стоп», нежели лгать.
6. Тренер (терапевт) и участники группы не дают оценок и не ставят диагнозов. «Молодец» или «Правильно сделал» - это оценка. Лучше говорить о себе, о своих чувствах и переживаниях, например: «А я бы так не смог, потому что боюсь».

7. «Свобода» - каждый участник может выбрать свой способ бытия в группе, но следует учитывать свои психотерапевтические цели.
8. «Постоянство группы» - нельзя просто так попасть в группу или покинуть ее. Каждый участник может покинуть группу, но перед этим обязан объяснить мотивы своего ухода, так как он не только свободен, но и ответственен перед другими участниками и терапевтом.
9. «Посещение» - Участники обязаны присутствовать на всех занятиях группы и не опаздывать. Пропуск занятий негативно сказывается на работе всей группы, искажает динамику группы, тормозит её развитие, а пропустившему занятие трудно бывает включиться в работу группы.
10. «Конфиденциальность» - тренер (терапевт) и участники группы не выносят за пределы группы то, что происходит во время работы (не называются имена и что происходило с участниками). Если хочешь рассказать о том, что было в группе можно рассказать об упражнениях и о своих переживаниях.
11. Все разногласия  решаются в группе, а не за ее пределами.
12. «Эмоциональная открытость» - каждый делится своими чувствами, ощущениями, переживаниями возникшими «здесь и теперь». Они должны стать достоянием группы, только при этом условии появится динамика группы, группа начнет развиваться. Чувства есть у всех. Их выражение это часть терапии.

 
13. Тренер (терапевт) и участники группы не дают советы. Совет это то, как бы я поступил бы в данной ситуации. Это то, что хорошо для меня, но не обязательно оно хорошо для кого-то. 

14. Когда кто-то говорит (высказывает свою мысль, делится чувствами и переживаниями) его никто не перебивает.
15. «Личная ответственность» - все, что происходит с участниками группы это следствие их активности, поэтому это находится полностью под их ответственностью.
16. «Личный вклад» - чем больше участник проявляет своей активности, тем больше ту него появляется возможностей личностного роста.

17. «Общение за пределами группы» (если это психотерапевтическая группа) - встречи участников группы за её пределами нежелательны, так как в них возможно обсуждение происходящего в группе. Таким образом, из группы «ускользает» часть психотерапевтического материала. Участники группы должны избегать сексуальных отношений между собой. Особые отношения между отдельными участниками группы нарушают психотерапевтический процесс в группе.
18. «Домашнее задание» - участники группы должны работать не только во время групповых встреч, но и в другое время – выполнять домашние задания, вести дневник и т.п. Это естественное продолжение психотерапевтического процесса.
19. «Использование фото, видео и звукозаписывающей техники» - по усмотрению участников группы. При обсуждении необходимо уточнить, где будет использован полученный материал.

Правила не обязательно вводить сразу все. Они могут рождаться по ходу жизни группы.