Жизнь человека – явление социальное. Во время работы или игры, в моменты интимной близости или в изоляции человек испытывает потребность вступать в контакт с другими людьми, делиться своими впечатлениями. К сожалению, современное общество и качество современной жизни не всегда позволяют это делать, и человек даже в присутствии других может чувствовать себя одиноким, непонятым, отверженным. Часто люди начинают испытывать замешательство, недоверие, бессилие, тоску и боль…
Микромоделью социума является терапевтическая группа, но, в отличие от общества, экспериментальное пространство группы является психологически безопасным, и потому работа в группе является уникальным процессом, участники которого могут честно, прямо и эффективно разбираться с наиболее важными вопросами в своей жизни, обращаясь ко всем сторонам человеческой личности – интеллектуальной, эмоциональной, физической и духовной.
Для создания безопасного пространства в психотерапевтических (учебно-терапевтических) группах принимаются некоторые правила создающие и сохраняющие безопасное пространство и продвигающие терапевтический процесс. Вот некоторые из них:
1. «Включенность» - в группе (учебной или терапевтической) нет наблюдателей, участие в работе принимают все без исключения.
2. «Здесь и сейчас» - участники группы говорят о своих чувствах, ощущениях и т.д., переживаемых в данный момент, возникших сейчас.
3. «Стоп» - любой вправе остановить процесс задачи вопросов или «нападения» в его адрес, как со стороны участников группы, так и со стороны терапевта. Что бы у всех участников были определённые гарантии безопасности, каждый участник может прервать любой разговор о себе. Не допускается заставлять кого-то что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п.
4. «Ответственность» - каждый из участников группы несет свою персональную ответственность за проводимую с ним терапевтическую работу.
5. «Искренность» - если не хочешь говорить о чем-либо, лучше воспользоваться правилом «Стоп», нежели лгать.
6. Тренер (терапевт) и участники группы не дают оценок и не ставят диагнозов. «Молодец» или «Правильно сделал» - это оценка. Лучше говорить о себе, о своих чувствах и переживаниях, например: «А я бы так не смог, потому что боюсь».
7. «Свобода» - каждый участник может выбрать свой способ бытия в группе, но следует учитывать свои психотерапевтические цели.
8. «Постоянство группы» - нельзя просто так попасть в группу или покинуть ее. Каждый участник может покинуть группу, но перед этим обязан объяснить мотивы своего ухода, так как он не только свободен, но и ответственен перед другими участниками и терапевтом.
9. «Посещение» - Участники обязаны присутствовать на всех занятиях группы и не опаздывать. Пропуск занятий негативно сказывается на работе всей группы, искажает динамику группы, тормозит её развитие, а пропустившему занятие трудно бывает включиться в работу группы.
10. «Конфиденциальность» - тренер (терапевт) и участники группы не выносят за пределы группы то, что происходит во время работы (не называются имена и что происходило с участниками). Если хочешь рассказать о том, что было в группе можно рассказать об упражнениях и о своих переживаниях.
11. Все разногласия решаются в группе, а не за ее пределами.
12. «Эмоциональная открытость» - каждый делится своими чувствами, ощущениями, переживаниями возникшими «здесь и теперь». Они должны стать достоянием группы, только при этом условии появится динамика группы, группа начнет развиваться. Чувства есть у всех. Их выражение это часть терапии.
13. Тренер (терапевт) и участники группы не дают советы. Совет это то, как бы я поступил бы в данной ситуации. Это то, что хорошо для меня, но не обязательно оно хорошо для кого-то.
14. Когда кто-то говорит (высказывает свою мысль, делится чувствами и переживаниями) его никто не перебивает.
14. Когда кто-то говорит (высказывает свою мысль, делится чувствами и переживаниями) его никто не перебивает.
15. «Личная ответственность» - все, что происходит с участниками группы это следствие их активности, поэтому это находится полностью под их ответственностью.
16. «Личный вклад» - чем больше участник проявляет своей активности, тем больше ту него появляется возможностей личностного роста.
17. «Общение за пределами группы» (если это психотерапевтическая группа) - встречи участников группы за её пределами нежелательны, так как в них возможно обсуждение происходящего в группе. Таким образом, из группы «ускользает» часть психотерапевтического материала. Участники группы должны избегать сексуальных отношений между собой. Особые отношения между отдельными участниками группы нарушают психотерапевтический процесс в группе.
18. «Домашнее задание» - участники группы должны работать не только во время групповых встреч, но и в другое время – выполнять домашние задания, вести дневник и т.п. Это естественное продолжение психотерапевтического процесса.
19. «Использование фото, видео и звукозаписывающей техники» - по усмотрению участников группы. При обсуждении необходимо уточнить, где будет использован полученный материал.
Правила не обязательно вводить сразу все. Они могут рождаться по ходу жизни группы.
Правила не обязательно вводить сразу все. Они могут рождаться по ходу жизни группы.